Гуашь, темпера и акрил, несомненно, разные по своим свойствам имеют ряд общих качеств позволяющих вести основную работу практически одинаковыми и почти любыми кистями. Более того, смело можно сказать, что при работе этими красками найдётся применение любой кисточке. Однако, это не следствие неприхотливости материалов к качеству кистей, а лишь свидетельство разнообразия технического арсенала.
Что же общего?
Гуашь, темпера и акрил разводятся водой и имеют сходную по своей вязкости сметанообразную рабочую консистенцию, что и определяет общность требований к характеру изобразительной поверхности и качеству кистей. Более того, не смотря на разные связующие* красок, они легко смешиваются между собой. * Связующими обычно являются: в гуаши - вишнёвый клей или гуммиарабик, в темпере – казеин или поливинилацетатная эмульсия, в акриле – акриловая полимерная эмульсия. Тем, кто решился на работу в смешанной технике надо учесть, что гуашь склонна после высыхания светлеть, а акрил и темпера темнеют. Результат такого эксперимента бывает очень неожиданный, но от того не менее интересный.
Всеми этими материалами можно смело работать по бумаге, картону, дереву, холсту и левкасу. Основу для работы можно грунтовать, а можно и не грунтовать, всё зависит от пористости поверхности. Грунт призван не столько усилить адгезию, сколько снизить расход краски. Главное, чтоб после грунтования поверхность не отталкивала воду.
Основное свойство кистей.
Вязкость рассматриваемых красок такова, что обеспечивает собираемость даже жёсткого волоса, а при вялом, малоупругом волосе затрудняет управление формой мазка и препятствует образованию достаточно острого кончика кисти. Потому, основное требование – кисть должна быть из упругого и эластичного волоса.
Из какого состава кисть выбрать?
Несомненно, что лучше всего упругость прочность и эластичность проявляет кисть из волоса колонка. Популярность колонковых кистей настолько высока, что дополнительной хвалебной оды в их честь не требуется. Но колонка становится всё меньше и стоимость сырья неуклонно растёт. Высокая цена на кисти из натурального колонка резко сузила круг покупателей, заставив производителей искать достойную замену.
Самыми первыми в среде художников завоевали популярность всем хорошо известные кисти из синтетики под колонок. Эта имитация колонка получилась очень похожей по своим рабочим качествам на колонковую кисть, оказалась значительно прочнее и дешевле оригинала. Однако, как это ни парадоксально звучит, прочность - основное преимущество, оказалась главным недостатком, который проявился в кистях плоской формы при длительной работе на грунтованной поверхности, например по холсту.
Любая грунтованная поверхность обладает большей абразивностью и активно способствует истиранию волоса, особенно в кистях плоской формы, где кисть при работе строго ориентирована к поверхности. Натуральный колонок истирается так, что боковые волоски сокращаются по высоте и это не влечёт радикального изменения рабочих свойств кисти до полного её износа. Синтетический же волос в силу своей прочности лишь истончается с одной стороны, что приводит к его отгибанию в сторону износа, а именно наружу, кисть теряет свою первоначальную форму, а отогнутые волоски сильно мешают в работе. Подобный недостаток присущ и плоским кистям из натуральной щетины, где толстый волос изнашивается подобно синтетическому. Художники научились бороться с этим недостатком путём оборачивания щетинной кисти после мытья в тонкую бумагу. Просушенная в бумаге кисть из щетины принимает прежнюю форму. Но синтетическому волосу такая операция не помогает.
Можно проглаживать синтетические кисти с отогнутыми волосками горячим утюгом через бумагу или алюминиевую фольгу. Это помогает, но проще приобрести новую кисть. Многие художники так и делают, тем более что стоимость синтетики позволяет купить несколько кистей по цене одной кисти из натурального колонка.
Надо сказать, что подобный недостаток в меньшей степени проявляется в кистях круглой вязки, где мы в процессе работы касаемся холста каждый раз новым участком выставки.
Важным достоинством синтетики является то, что она постоянно совершенствуется. Например, производители научились создавать синтетический волос, имитирующий колонок таким образом, что разрез волоса представляет форму звёздочки. Не знаю, как удалось сделать такое чудо, но эта синтетика получилась примерно на 50% легче обычной (круглой в срезе), стала весить почти как натуральный волос и обрела повышенную способность набирать красочный материал. По моим субъективным ощущениям кисть из такой синтетики набирает краску даже лучше, чем кисть из натурального колонка.
В настоящее время в продаже появились кисти из синтетической имитации мангуста. Это очень популярная кисть. Раскупают её мгновенно, что и не удивительно: эффект отгибания волоса в такой кисти практически не заметен, она ничем не уступает колонку и обладает исключительно красивым внешним видом. Согласитесь, для художника, это тоже имеет значение.
Ещё одна новинка – кисть из жемчужной синтетики*. *Кисти из жемчужной синтетики производители определяют, как кисти для работы акрилом, но они прекрасно подходят для работы любым другим материалом. Эта белая синтетическая кисть названа так потому, что имеет очень красивый жемчужный отлив волоса. Отлив этот не рекламная уловка производителя, а следствие особой технологии изготовления волоса. По словам производителя жемчужной синтетики, исходное сырье, из которого её делают – высокомолекулярная смесь, изготавливаемая в Германии по специальной технологии. Эта технологическая особенность и определяет, впоследствии, характеристики жемчужной синтетики: ее прочность, жесткость, внешний вид и др.
Правда, после работы кисть приобретает лёгкий, почти не устранимый, оттенок первого, наиболее активного цвета, что использовался в работе. Кисточка, конечно, сохранит свой жемчужный отлив, но уже никогда не будет полностью белой, но это, в дальнейшем, ни как не влияет на её рабочие свойства.
Хорошо зарекомендовали себя при работе гуашью, темперой и акрилом кисти из смесового волоса. Как правило, это смесь рыжей синтетики и натурального волоса (колонка и т.п.) Состав таких кистей постоянно совершенствуется, и описать их во всём многообразии довольно сложно. Но вот о кисточке из волоса с загадочным названием брэд, которые производит фирма «Roubloff» стоит сказать отдельно.
В нашем случае брэд – это специальное название волоса пушных зверей выращенных в клетке. В клетке можно создать такие условия содержания зверей, при которых у каждой особи будет очень прочный, густой, а главное, идентичный по своим свойствам мех. Кисти, производимые фирмой«Roubloff» с маркировкой брэд имеют в своём составе 65% очень прочного волоса натурального колонка выращенного в клетке. 35% - это смесь иных волос меньшей упругости. Каких конкретно синтетических, натуральных или тех и других знают только специалисты фирмы и мне они этого секрета не открыли. Смесь эта была тщательно разработана и является секретом фирмы. Будем уважать коммерческую тайну, тем более что эта тайна позволила получить нам в своё распоряжение уникальный инструмент. Кисть из брэда в силу своей жёсткости несколько хуже собирается в точку, но великолепно ведёт себя при получении равноширинных мазков, хороша при работе на любой поверхности, много прочнее простой колонковой кисточки и дешевле её.
Самые жёсткие кисти, что используются при работе гуашью, темперой и акрилом – это кисти из натуральной и синтетической щетины. В основном работа такими кистями ведётся над фоном, крупными и средними деталями. При работе над мелкими деталями необходимо перейти на использование кистей другого состава, боле мягких и пластичных. Степень жёсткости кисти необходимой для работы определяется каждым мастером индивидуально. Зависит и от размера деталей, манеры письма, темперамента и, обязательно от характера изобразительной поверхности. Обычно большей жёсткости кисти требует работа по грунту и крупной зернистой фактуре.
Жёсткость кисти зависит не только от жёсткости волоса, но и от длины выставки. Чем выставка короче, тем жёстче ведёт себя кисть.
При работе темперой и особенно акрилом желательно чтоб кисть была достаточно жёсткой и упругой. Эти краски быстро высыхают и совершенно не обратимы, т.е. после высыхания не растворяются*. * Если кто-то ещё не горевал по поводу одежды безнадёжно испорченной вовремя незамеченным пятном темперы и акрила, то прошу заранее учесть это опасное качество красок. Для остальных скажу, что не сильное загрязнение можно попытаться оттереть раствором нашатыря. Мне даже удалось таким образом спасти пару штанов. Но сколько времени, терпения и мук на это потребовалось, умолчу. Если вы нечаянно высушите не промытую кисть, а такое часто бывает при увлечении работой, то спасти её будет нельзя. В процессе работы кисти приходится постоянно промывать, что не всегда удобно. Потому кисти, особенно при работе акрилом, в течение всего процесса держат в воде. Очевидно, что не достаточно жёсткая кисть не выдержит подобного «издевательства» и волос деформируется.
Немного специфики.
Как я уже сказал, разнообразие технических приёмов в гуаши, темпере и акриле позволяет найти применение любой кисточке.
Гуашь, как наиболее нежная из указанных техник допускает использование акварельных кистей, особенно малых номеров для написания мелких деталей. Такие же кисточки могут использоваться в темпере и акриле. Но особого смысла это не имеет, мы с успехом можем выполнять эту работу колонком или синтетикой. Но вот при получении тонких пастозных мазков, например при написании веточек, дело обстоит иначе. Если густо взять на беличью кисточку разные краски да лихо провести мазочек, да с плавным поворотом кисти вокруг оси, то получиться веточка сложнейшей фактуры и всего в одно движение!
Создание мазков с высокой фактурой, особенно в темпере, легче выполнять мягкими кистями. Мягкий волос обладает большей красочной ёмкостью и позволяет при слабом нажатии, оставлять очень пастозные мазки. Жёсткая кисть при сильном нажатии раздавливает краску, а при слабом нажатии увлекает часть краски за собой, не давая должной высоты фактуры. Для таких операций обычно используют плоскую кисть, где вялость волоса компенсируется формой кисти. Сама форма позволяет получить мазок нужного очертания. Для такого рода работ чаще используют кисти из волоса пони.
Совершенно невозможно обойтись, особенно в иконописи и миниатюре без особо тонких круглых кистей.
Я предлагаю вам самим попробовать разные составы кистей. Не потому, что места в журнале мало для более полного описания, а потому, что творческий эксперимент весьма достойное занятие для художника.
Немного о форме кистей.
Всё чаще мы видим работы, выполненные только плоской кистью. Действительно плоская кисть достаточно универсальна, ей очень хорошо лепить форму и легко подрезать силуэт. Особенно удобно писать архитектуру, где чёткость мазка особенно важна. Для удобства написания чётких угловых форм выпускают даже специально подрезанные плоские кисти.
Наполнить кисть вязкой краской сложнее. Для получения максимально длинных мазков с ровной наполненностью специально разработаны и выпускаются кисти с разной длиной волоса в одной выставке. Центральная часть выставки длиннее, она служит непосредственно для выполнения мазка. Более короткая часть выставки служит для удержания максимального количества краски и подпитывает центральную часть.
Круглыми кистями с острым кончиком легко создавать сложные по пластике, охватывающие форму мазки, но их всё чаще используют лишь для написания деталей. А вот про круглые кисти с шарообразным кончиком и вовсе стали забывать. А ведь они не менее универсальны. Особенно хороши кисти такой формы из щетины для получения мягких тональных и цветовых переходов.
Гуашь легко позволяет сделать расштриховку соседних тонов после высыхания, но при работе плоской кистью ритмичные параллельные движения оставляют заметные следы. Круглой же кистью можно добиться идеального результата.
В акриле и темпере (если нет возможности сплавить тона по сырому) мягкого перехода тона обычно добиваются тонкой перекрёстной штриховкой. Но можно осуществить данную операцию и за счёт растирания верхнего тона полусухой круглой щетиной. Особенно хорошо этот приём использовать при работе на зернистой поверхности холста.
Жаль, что такие эффектные приёмы мастеров прошлого как валёр* и сфумато* почти ушли из современного живописного арсенала. Вероятно потому, что мы не достаточно оценили прелесть работы круглой щетинной кистью. А ведь у мастеров прошлого не грех поучиться. * Валёр – тонкая тональная градация одного цвета. * Сфумато - тонкий переход цвета в цвет. Смягчение очертаний фигур и предметов.
P.S. Студентом, я осваивал искусство гравюры и совсем замучил своего старшего товарища, уже опытного художника, вопросами:
- А штихелем попроще можно гравировать? А простым ножом? А гвоздём?..
В конце концов, терпение мастера лопнуло:
- Серёжа! – Оборвал он меня. - Гравировать и ножницами можно, но удовольствие не то!!!
Пример этот вполне уместен и в разговоре о кистях. Верный выбор любого инструмента не только экономит наши силы и время, но и обеспечивает совершенно иной уровень удовольствия от процесса.
Заслуженный художник России Сергей Горбачёв