Смею утверждать, что техника работы маслом самая лёгкая. Масляная краска не меняет цвет при высыхании, позволяет, практически, любые исправления, ничем не ограничивает длительность ведения работы, дает пастозный мазок и лессировку… Однако, необходимость разнообразного оборудования, тщательной подготовки хоста или иной поверхности, а также строгое соблюдение технологии заставляет многих новичков считать эту технику самой сложной. Но с опытом начинаешь следовать технологии на автомате, обрастаешь оборудованием, и масло становится для тебя самой послушной краской.
Кисти для работы маслом используются, как правило, щетинные, но не только. Пластичность масляной краски и её лояльность к инструменту такова, что любая кисть, даже из самого экзотического материала может найти своё применение.
Какие кисти предпочтительнее?
Масляная краска очень вязкая, имеет в своём составе связующее вещество на основе льняного масла, разбавляется специальным растворителем, и работа масляной краской ведётся по грунтованной поверхности. Поэтому главным качеством волоса масляных кистей является его упругость, прочность и стойкость к истиранию. Мягкий волос лучше удерживает масляную краску, но хуже отдаёт её на изобразительную поверхность, быстрее истирается. А вот кисть из жёсткого волоса служит дольше. Она, подобно маленькой лопаточке, позволяет брать значительный объём вязкой краски и почти полностью отдавать его. Для основной работы маслом желательно выбирать кисти из жёсткого волоса*. *Вне всякого сомнения, свойство краски предъявляет к кисти особые требования и диктует определённые ограничения, но какая кисть больше подойдёт именно Вам, прежде всего, определяет манера Вашего письма.
Кисти из натурального волоса
Самыми распространёнными кистями для работы маслом являются кисти из натуральной щетины. Действительно, такая кисть обладает всеми необходимыми качествами и по праву занимает почётное первое место. Кроме того художники часто используют кисти из волоса колонка. Колонковая кисть значительно мягче щетинной, но очень упругая и прочная, и позволяет легко работать масляной краской. Более того, для создания мелких деталей подходит лучше и обеспечивает большую точность. Тонкая работа ведётся без сильного давления, бережными касаниями, что сводит истирание кисти к минимуму. Но если работа ведётся энергичными притирающими мазками, особенно при создании подмалёвка, преимущество щетинной кисти становится неоспоримо.
Некоторые художники не используют в своей работе притираний, штриховок кистью, а всю работу создают поступательной лепкой мазками разной пастозности. Таким мастерам достаточно использовать в работе только колонковые кисти и даже кисти с короткой выставкой*. *Короткая выставка придаёт волосу большую жёсткость. Однако, надо помнить, что короткий волос набирает меньше краски и снижает пластичность кисти. Мазок получается короткий и менее подвижный. Но щетинная кисть тоже позволяет вести такую работу, при этом имеет больше технических возможностей и служит дольше.
Последнее время у кисти из натуральной щетины появился серьёзный конкурент – это кисть из волоса bred kolinsky. В прошлой статье мы уже рассказывали об этой кисти. Её уникальные свойства позволяют совместить в себе лучшие качества щетинной и колонковой кисти. Можно сказать, что кисть из волоса bred kolinsky при работе маслом универсальна.
Синтетические кисти
Вне всякого сомнения, имеются и синтетические кисти для работы масляными красками. И в первую очередь это кисти из волоса белой синтетики. Очень похожие, но вполне отличимые от натуральных кистей: они белее, ровнее и аккуратнее. Более упругие и гладкие на ощупь синтетические кисти в работе мало отличаются от кистей из натуральной щетины, а жёсткость их такова, что отгибание волоса в результате истирания сведена к минимуму. Эти кисти, по мере совершенствования технологии, дешевеют и обещают постепенно вытеснить с рынка кисти из натуральной щетины. Единственно, почему это до сих пор не случилось, так это известный консерватизм художников, верность привычкам и преданность любимому инструменту.
А вот синтетическая имитация колонка, так называемая рыжая синтетика, сильно уступает своему натуральному аналогу. Главный недостаток – отгибание волоса. Часть художников смирилась с главным недостатком этих кистей, и использует их из-за не высокой стоимости. Но лучше использовать кисти из синтетической имитации волоса мангуста. Не знаю, как ведёт себя кисть из натурального мангуста, но его синтетическая имитация выше всяких похвал и определённо может быть рекомендована всем любителям использовать колонковые кисти при работе маслом.
Так же порекомендую и кисти из смесового волоса. Тщательно подобранный технологами состав таких кистей позволяет объединить в одной кисти лучшие качества и свести к минимуму недостатки различных типов волос.
При написании деталей, когда мастера используют круглые кисти малых размеров, состав волоса практически не имеет значения. Тут выбор просто огромный и бесконечное поле для эксперимента. Я лично, с равным успехом использую как смесовые кисти, так и кисти из любой синтетики. Не годится только вялый, с классом жесткости ниже 1, или очень жёсткий волос, с классом жесткости выше 4. В том и другом случае кисть мало послушна и лишает мазок должной точности. В некоторых случаях подойдёт даже белка, но она очень быстро приходит в негодность.
Немного экзотики
Не так давно я получил в своё распоряжение кисти из некого подобия резины или мягкого пластика. Деревянные лакированные ручки, металлические патроны, а вместо выставки из волоса синий пластик, имитирующий разные формы кистей.
Конечно, я сразу же опробовал приобретение и пришёл к выводу, что это не кисти! Пластик, оформленный в виде плоских прямых или скошенных кистей, ведёт себя как нечто среднее между раклей* и маленьким мастихином.*Ракля – скребок для выравнивания или удаления и излишков краски и иных материалов. Применяется в станковой графике (при набивании краской форм глубокой печати), полиграфии и строительно-отделочных работах. Изготавливается из картона, резины, пластика или металла. Пластиком же в виде круглых кистей сделать что-то определённое вообще весьма затруднительно.
Писать этими предметами, конечно, можно. Как можно писать пальцем или мастихином, щепочкой или кусочком линолеума. Можно придавать пастозным поверхностям и моделировочным пастам различную фактуру. Но ту же фактуру можно придавать чем угодно, например расчёской, а проще и лучше кусочком любого пластика, из которого легко вырезать более сложную форму, а главное такую, какую нужно в данный момент.
Единственным оправданием изготовления подобного казуса, может служить то, что эта диковинка лишний раз подтолкнёт кого-то в сторону эксперимента, что уже не плохо. Вероятно, всякие инструменты рано или поздно находят своего мастера, но эти сделаны явно не для меня. Вообще не вижу смысла в этих «кистях», что явно дороже и имеют много меньше возможностей, чем простой кусочек обыкновенного пластика.
Плоская или круглая?
Самая распространённая форма кистей для работы маслом плоская. Плоская кисть позволяет получить очень широкий спектр различных по форме и размеру мазков не меняя инструмента. Собственно плоские широкие мазки могут сменяться с узкими, как штрихи мазками одним лишь поворотом кисти.
Частое применение плоской кисти приводит к истиранию в первую очередь её уголков. Кисть постепенно превращается в овальную. Поэтому художник невольно приобретает опыт работы овальной кистью, привыкает к овальной форме. Даже начинает находить некоторые преимущества в овальной форме, которая являет собой специфический синтез плоской и круглой формы. Поэтому производители стали выпускать кисти имеющие изначально овальную форму.
Несколько реже, находят своё применение круглые кисти. Круглые кисти с наполненной вершинкой (серия 1150) особенно удобны при достижении плавных цветовых и тональных переходов. Круглые кисти с острым окончанием чаще используются для точной проработки мелких деталей.
О мытье кистей
После работы маслом кисти обязательно следует протереть тряпкой смоченной в растворителе и, не откладывая в долгий ящик, промыть тёплой водой с мылом. После мытья каждую кисть следует обернуть тонкой бумажкой, придав ей изначальную форму. Это позволит предотвратить отгибание волоса наружу. Оборачивать следует только волос и часть патрона.
Если вы в силу не преодолимых обстоятельств или крайней забывчивости позволили масляной краске засохнуть на кисти, то засохшую кисть необходимо предварительно размочить в растворителе или керосине. Во время размачивания кисть необходимо с усилием притирать ко дну банки, это ускорит процесс. Хорошо, если дно банки будет не ровное. Можно положить на дно решёточку из металла или пластмассы. Процесс может занять от нескольких часов до нескольких дней, но краска рано или поздно размокнет и кисть удастся отмыть. Однако, это вовсе не значит, что к уходу за кистями нужно относиться небрежно.
P.S. Как-то раз моя однокашница по художественному училищу, Света, после работы маслом не вымыла кисти, и они окончательно засохли.
Перед следующим сеансом она выбросила их в корзину для мусора. Штук десять отличных щетинных кистей!
– Что, не нужны больше? – спросил я.
– Так они ж совсем пропали, – ответила Света.
– Размочить-то ещё можно, – возразил я.
– Ну и размачивай сам, если не лень.
Я забрал кисти и дома поместил их в банку с керосином. Отмокали кисти долго, но поддались. Я хорошенько промыл их в тёплой воде с мылом, ручки тоже отмыл. Старательно обернул каждую кисть бумажкой и поставил сушиться.
К следующему сеансу кисти были как новенькие, но Света их сразу узнала.
– Так это же мои кисти!
– Ты свои кисти выбросила!
Забрать кисти я Свете не позволил, но к её чести, дулась она на меня не долго. А вот мне теперь чуточку стыдно, что в ту пору не хватило должного мужского великодушия.
Заслуженный художник России Сергей Горбачёв