Какими основными свойствами должна обладать акварельная кисть?
Как известно, акварель растворяется водой и обладает самой малой вязкостью из всех художественных красок. Потому кисть для акварели должна легко собираться в острый кончик от смачивания просто водой, без краски. Волос должен быть мягким настолько, чтоб не повредить поверхность бумаги, по которой ведётся работа акварелью. Даже если бумага специальная и хорошо проклеенная, она всё равно не может сравниться по прочности с грунтованной поверхностью. К тому же, после увлажнения поверхность бумаги становится менее прочной.
Но просто мягкого волоса для акварельной кисти мало. Кисть должна быть достаточно упругой. Если волос не будет обладать необходимой упругостью, мы не сможем полноценно управлять движением кисти, а значит и формой мазка. Кисть из упругого волоса при ослаблении нажима стремится собраться в первоначальную форму, что позволяет легко регулировать ширину мазка лишь силой нажима, получать сложные по форме пятна с нужной точностью. Так называемый «вялый волос» хоть и не повредит поверхности бумаги, но и должной точности не обеспечит.
Зачастую слишком упругий волос хуже наполняется водой и краской, а слишком вялый волос плохо переносит краску на бумагу. Кисть для акварели должна хорошо наполняться, вбирать красочный раствор и так же хорошо переносить его на бумагу.
Из какого волоса должна быть кисть для акварели?
Существуют два расхожих мнения: одни акварелисты утверждают, что самые лучшие кисти для акварели из белки, другие – из колонка. Те и другие приводят убедительные аргументы, подтверждают свои слова прекрасными работами, и все они, по-своему, правы. Но только по-своему, так как личный выбор не может быть единственно верным для всех, особенно в искусстве, где, как известно, строем не ходят.
Кисть из волоса белки обладает всеми необходимыми качествами акварельной кисти. Достаточно упругая, но главное - исключительно мягкая, кисть из волоса белки минимально воздействует не только на поверхность бумаги, но и на ранее нанесённый красочный слой, что позволяет делать многослойные лессировки больших поверхностей, свободно писать по просохшей краске. Такая работа требует непременно захватывать часть предыдущего мазка, который уже несколько размочил нижний слой краски, и кисть не из волоса белки часто фрагментарно размывает нижние слои.
Именно кисть из белки обеспечивает наиболее широкий размерный диапазон мазка в одном движении и самую большую подвижность кисти в процессе работы. Эти несомненные преимущества мягкого волоса имеют и оборотную сторону - кисть быстрее изнашивается.
Кисть из волоса колонка служит значительно дольше. Кроме того, в силу упругости колонкового волоса, проще почувствовать некоторую опору на лист, что позволяет лучше координировать свои движения, точнее рисовать.
При работе кистью из волоса белки требуется больший опыт, потому начинающим художникам принято рекомендовать колонковые кисти.
Колонковой кистью легче нарушить нижний красочный слой, но это оборачивается преимуществом, когда нам надо получить белое место, снять лишнюю краску или вплавить новый цвет.
Художникам, предпочитающим многослойное письмо или желающим использовать большее многообразие приёмов, можно порекомендовать кисти из белки, а художникам, предпочитающим метод alla prima - кисти из колонка. Но это не правило. Тем более что колонок и белка не единственно возможный выбор.
Всем нам давно известна синтетическая имитация колонка. Эти рыжие кисточки в некоторой степени могут быть использованы в акварели. Например, для получения цезур* или для работы alla prima, но колонок намного лучше.
*особенно хорошо показала себя плоская кисть из мягкой рыжей синтетики №10 и №12.
До недавнего времени вряд ли кто-то (в том числе и я) мог сказать, что натуральному волосу предпочитает синтетику, пока не появилось настоящее открытие для любителей акварели – кисть из синтетической имитации белки.
Эта удивительная во всех отношениях кисть на первый, да и на второй взгляд почти неотличима от натуральной белки. Разницу начинаешь замечать только в работе. Можно сказать, что кисть из синтетической имитации белки по своим свойствам представляет нечто среднее между белкой и колонком. Как кисть из белки, она подвижна, но много прочнее, легче моется и лучше собирается в точку (при больших размерах это особенно заметно). Как колонковая, позволяет чувствовать опору на лист и точно рисовать, но колонка много мягче и лессировать ею легче. При испытаниях кисти я пытался её «разоблачить», а получилось так, что вот уже который пленер работаю преимущественно этими кистями, а от колонка и белки отказался.
Смесовые кисти тоже успешно используются в работе акварелью, и бывают весьма удачными. Не исключено, что именно на них может пасть Ваш выбор. В смесовых кистях экспериментальным путём установлена оптимальная пропорция разных по свойству волос, позволяющая совместить в одной кисти их лучшие качества и компенсировать недостатки. Очень хорошо при работе акварелью показала себя кисть из смеси натуральной белки и синтетической имитации белки. Неплохо – кисть из смеси рыжей синтетики и натурального колонка. Производители кистей продолжают расширять ассортимент и, возможно, будут ещё новые удачные сочетания.
Каковы размер и форма акварельной кисти?
Казалось бы, очевидно, что размер кисти всегда будет определяться форматом листа. Чем больше лист, тем большего размера потребуется кисть. Но в маленьких работах всегда есть фон, а в крупных работах всегда есть мелкие детали. Вот и получается, что набор кистей должен включать в себя и маленькие, и средние, и большие кисти. Более того, удобно иметь не только кисти разных размеров, но и разных форм.
Традиционно в акварели используются кисти круглой формы. Основная работа, как правило, ведётся ими. Иногда используют круглые кисти с более длинной выставкой. Такие кисти больше всего подходят для создания китайской традиционной акварели и работ, схожих с ней по технике.
Также используются плоские кисти, особенно колонковые, как для основного письма, так и для получения чётких геометрических мазков. Так как круглые кисти бывают размера от №00 до №14, не более, то при создании работ очень крупных форматов используют кисти и флейцы также плоской формы*.
*При работе акварелью иногда используют плоские кисти из щетины. Как правило, используется кисть или флейц большого размера, где выставка волоса достаточно длинная. Длинный влажный волос щетины значительно теряет свою жёсткость, и бумага не повреждается.
Овальная кисть в акварели нонсенс: пятно и точный кончик, как круглой кистью, не получить, точной геометрии, как от плоской кисти, ждать не приходится. Но мне доводилось видеть кисть из белки овальной формы, значит, кто-то для кого-то такие кисти производит. Но я держать такую кисть в наборе для акварели не вижу смысла.
В моём наборе для акварели обязательно присутствуют следующие кисти:
1. Круглые кисти из белки (или имитации белки).
- маленькие №3 и №5;
- средние № 10 и 12;
- большая №14.
2. Плоская кисть из рыжей мягкой синтетики №12 или №10
3. Флейцы из щетины размером 1 см, 3 см, 5 см и 10 см.
Список, конечно, неполный, но и эти кисти, понятно, все и сразу в одной работе не использую.
Можно для начала приобрести простейший минимум из круглых кистей (белка или колонок) №№ 3, 8, 12, и плоская (синтетика или колонок) №12 . Но позднее у Вас просто обязан появиться свой расширенный вариант набора кистей, логику которого определит только Ваша манера письма и ничья другая.
P.S. Часто, кроме кистей, мастера используют в качестве инструмента собственную руку (палец, ладонь и ноготь), бумажку и тряпочку, губку и палочку, мастихин и стальное пёрышко… Что ни мастер, то свой особый приём, а к нему инструмент. Но любой «хитрый» приём лишь незначительное, зачастую не- обязательное, дополнение к основной работе кистью.
Заслуженный художник России Сергей Горбачёвьи.